Персональный сайт - итоговое сочинение (изложение)

Итоговое сочинение (изложение) — это условие допуска к  государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Итоговое сочинение (изложение) проводится на русском языке.

Продолжительность испытания составляет 3 часа 55 минут. В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся и выпускников прошлых лет, заполнение ими регистрационных полей и др.). Для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности экзамена 4 и более часа организуется питание.

Результатом итогового сочинения  является «зачет» или «незачет», выставляемые по критериям:

  • Соответствие теме
  • Аргументация. Привлечение литературного материала
  • Композиция и логика рассуждения
  • Качество письменной речи
  • Грамотность.

Рекомендуемое количество слов для написания итогового сочинения — от 350.

Результатом итогового изложения  является «зачет» или «незачет», выставляемые по критериям:

  1. Содержание изложения
  2. Логичность изложения
  3. Использование элементов стиля исходного текста
  4. Качество письменной речи
  5. Грамотность.

Рекомендуемое количество слов для написания итогового изложения — 250–350.

Результатом итогового изложения  является «зачет» или «незачет», выставляемые по критериям:

  1. Содержание изложения
  2. Логичность изложения
  3. Использование элементов стиля исходного текста
  4. Качество письменной речи
  5. Грамотность.

Рекомендуемое количество слов для написания итогового сочинения (изложения) — 250–350.

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года(протокол от 05.07.2016 г.):

«Разум и чувство»,

«Честь и бесчестие»,

«Победа и поражение»,

«Опыт и ошибки»,

«Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

соответствие открытым тематическим направлениям;

обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);

нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

   

Распоряжение "Об утверждении Перечня мест регистрации выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях для участия в написании итогового сочинения и сдачи единого государственного экзамена в 2016 – 2017 учебном году на территории Хабаровского края"

 

Сроки  и места регистрации на написание итогового сочинения (изложения)

в 2016-2017 учебном году

Срок проведения

итогового сочинения (изложения)

Срок подачи

заявлений

основной - 7 декабря 2016 года

до 23 ноября 2016 года

дополнительный - 1 февраля 2017 года

до 18 января 2017 года

дополнительный - 3 мая 2017 года

до 19 апреля 2017 года

Выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, самостоятельно выбирают сроки написания итогового сочинения.

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях и местах регистрации.

Обучающиеся XI (XII) классов для участия в итоговом сочинении (изложении), подают заявление в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.

Перечень мест регистрации для участия в написании итогового сочинения выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях утверждены распоряжением министерства образования и науки от 07.10.2016 г. № 1719 и размещены на официальном сайте министерства (перейти).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды вместо сочинения вправе писать итоговое изложение.

Для выпускников написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения является "зачет" или "незачет". К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие "зачет".

На сайте ФИПИ (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie) в разделе "Итоговое сочинение" размещены открытые направления тем и комментарии к ним.

Перечень документов, необходимых для подачи заявления:

Выпускники прошлых лет: документ, удостоверяющий личность; оригинал документа об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка.

Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования: документ, удостоверяющий личность, справку из образовательной организации, в которой они проходят обучение, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году.

Образец заявления на участие в итоговом сочинении (скачать).

Образец справки-согласия на обработку персональных данных для участников (скачать).

Форма справки СПО (скачать).