Итоговое сочинение (изложение)
Общая информация
Итоговое сочинение (изложение) проводится для обучающихся XI (XII) классов и экстернов в качестве условия допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Итоговое сочинение (изложение) проводится на русском языке.
Продолжительность испытания составляет 3 часа 55 минут. В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников, заполнение ими регистрационных полей и др.). Для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) 4 часа и более организуется питание участников.
Определены даты проведения итогового сочинения (изложения):
О подготовке учащихся к итоговому сочинению
Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочих столах участников, помимо бланков регистрации и записи могут находиться:
- ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);
- документ, удостоверяющий личность;
- лекарства и питание (при необходимости);
- инструкция для участника;
- черновики (выдаются в месте проведения итогового сочинения (изложения) по мере необходимости);
- специальные технические средства (при необходимости для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов);
- орфографический словарь для участников итогового сочинения, орфографический и толковый словари для участников итогового изложения, выдаваемый по месту проведения итогового сочинения (изложения).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов итоговое сочинение (изложение) по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний может проводиться в устной форме.
Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет», выставляемый по критериям:
- Соответствие теме.
- Аргументация. Привлечение литературного материала.
- Композиция и логика рассуждения.
- Качество письменной речи.
- Грамотность.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие требованиям:
- Объем (минимальное количество слов — 250).
- Самостоятельность написания.
Рекомендуемое количество слов — от 350.
Результатом итогового изложения является «зачет» или «незачет», выставляемый по критериям:
- Содержание.
- Логичность.
- Использование элементов стиля исходного текста.
- Качество письменной речи.
- Грамотность.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые изложения, соответствующие требованиям:
- Объем (минимальное количество слов — 150).
- Самостоятельность написания.
Рекомендуемое количество слов — 200.
К повторному написанию итогового сочинения (изложения) допускаются:
- обучающиеся XI (XII) классов и экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
- обучающиеся XI (XII) классов и экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушения требований, установленных Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования;
- участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам, подтвержденным документально;
- участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинения (изложение) по уважительным причинам, подтвержденным документально.
Ниже перечислены открытые тематические направления для итогового сочинения в 2021–2022 учебном году.
№ |
Тематическое |
Комментарий |
1 |
Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
|
1. Как меняется характер человека на протяжении жизни? 2. Каждый ли человек может найти свой жизненный путь? 3. Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»? 4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека? 5. Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»? 6. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века? 7. Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни? 8. Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске? 9. Как путешествия помогают познавать себя? 10. Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?
|
2 |
Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
|
1. Согласны ли вы с высказыванием художника П. Пикассо: «Компьютеры бесполезны. Они всего лишь могут давать вам ответы»? 2. Какое влияние оказывают новейшие технологии на человеческое мышление? 3. Может ли научно-технический прогресс привести к вырождению человечества? 4. Всегда ли люди разумно пользуются плодами научно-технического прогресса? 5. Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности? 6. Согласны ли вы с тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время? 7. Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий? 8. Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения? 9. Как вы понимаете высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»? 10. Может ли научное открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?
|
3 |
Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
|
1. Каждый ли человек может испытывать муки совести? 2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано? 3. Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»? 4. Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание? 5. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор? 6. Почему люди становятся преступниками? 7. Что сильнее: закон или совесть? 8. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах? 9. Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?» 10. Легко ли всегда поступать по совести?
|
4 |
Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
|
1. Какое произведение искусства повлияло на вашу систему ценностей? 2. Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой? 3. Как музыка может помочь человеку пережить трудное время? 4. Почему людям нравится смотреть фильмы? 5. Как вы понимаете высказывание В. Гюго: «Книги – это друзья, бесстрастные, но верные»? 6. Как искусство может изменить человека? 7. Согласны ли вы с высказыванием М. Лютера: «Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека»? 8. Справедливо ли мнение о том, что смотреть фильмы и читать книги – это значит жить чужой жизнью? 9. Может ли человечество существовать без искусства? 10. Как книга может помочь человеку понять свой внутренний мир?
|
5 |
Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
|
1. Как вы понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? 2. Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине? 3. Согласны ли вы с тем, что историю делает народ, а не отдельные личности? 4. Каким должен быть человек с активной гражданской позицией? 5. Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом»? 6. Может ли государство помочь всем людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию? 7. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина? 8. Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»? 9. Что значит честно служить Родине? 10. Может ли человек обрести счастье на чужбине?
|
Участники итогового сочинения (изложения)
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление вместе с согласием на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Регистрация обучающихся текущего года, экстернов и лиц со справками об обучении для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых они осваивают образовательные программы среднего общего образования. Регистрация всех остальных лиц, имеющих право на участие в итоговом сочинении (изложении), проводится в местах регистрации, определенных для этого министерством образования и науки Хабаровского края.
Участники итогового сочинения:
- обучающиеся XI (XII) классов общеобразовательных организаций и экстерны (в том числе, с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды);
- лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования;
- лица, получающие среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- лица, допущенные к ГИА в предыдущие годы, но не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки;
- лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы, имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования до 1 сентября 2013 года), и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, а так же лица, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (все вместе — выпускники прошлых лет);
- лица, обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организация, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Участники итогового изложения:
- обучающиеся XI (XII) классов общеобразовательных организаций и экстерны с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организация, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Обучающиеся X классов, участвующие в экзаменах по отдельным учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении) по окончании Х класса.
Заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года
Заявление на участие в итоговом сочинении выпускника прошлых лет
Согласие на обработку персональных данных