ОСОБЕННОСТИ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ
УМК «Начальная школа XXI века» - это результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО. Предпосылками для его создания стали:
· основные положения теории Л.С. Выготского;
· научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е.Журова, Н.Ф.Виноградова).
Задача УМК: Найти возможно более целесообразный путь устранения противоречий, характерных сегодня для начальной школы.
Каковы же наиболее опасные из них?
Основное противоречие:
цели дидактики начальной школы не соответствуют современным требованиям к образованию младшего школьника.
А требования эти следующие:
· общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.
· сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.
Проблема соотношения обучения и развития необыкновенно важна для школы, так как именно ее решение в значительной мере определяет ту роль, которую школа может играть во всестороннем развитии личности школьника. Здесь мы подходим к очень важному выводу: наша школа всегда считала, что приобретение знаний и умений, то есть усвоение содержания различных учебных предметов, и есть развитие. Поэтому приоритетная цель начального обучения звучала так: научить младшего школьника читать, писать, считать, дать ему элементарные знания об окружающем мире.
Обратимся к учителю начальной школы с единственным вопросом: «Чему вы хотите научить ваших учеников?» Как бы ни различались по своей языковой форме ответы педагогов, суть их (в 97 % случаев) такова: ребенок должен изучить программу начальной школы и быть готовым к обучению в основном ее звене. А как отвечают на этот вопрос учителя средней школы?
Практически все (99,6 %) озабочены изучением «своего» предмета.
Таким образом, главной, центральной, а порой и единственно осознаваемой целью образования является обучение конкретному предмету, вооружение учащихся суммой знаний-умений. При этом предполагается, что реализация такой цели сама по себе обеспечит решение задачи развития ребенка. Но это не так. Обучение, в котором специально не планируются конкретные задачи развития, далеко не всегда дает развивающий эффект. Отсюда следует, что к концу обучения ребенок младшего школьного возраста XXI века должен отличаться от своих сверстников XX века отношением к той деятельности, которой он занимается в школе.
Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Но такое возможно, если у школьника формируют учебную деятельность, если процесс обучения делает школьника ее субъектом, то есть его учат учить себя (учить+ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. И здесь хочется привести слова великого человека Г. Галилея: «Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя».
И следствием всего этого является то, что приоритетная цель начальной школы - развитие личности школьника.
Как же следует понимать термин «развитие школьника», как результат обучения в школе? По каким параметрам можно судить о развитии?
Во-первых, развитие - это сформированное умение использовать знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи.
Во-вторых, развитие - это сформированное умение добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативность школьника в построении гипотез, поиске существенных доказательств, желание выполнять любую задачу творчески.
В-третьих, развитие - это сформированное умение осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, самостоятельность в оценке процесса и результата решения учебной задачи.
В-четвертых, развитие - это существенные изменения в психике и личности ребенка, высокий уровень (в соответствии с возрастными возможностями) психических процессов, особенно важных для деятельности учения: воображения, мышления, связной речи и др.
Существенным является появление осознания своего «Я», своих способностей и возможностей, развитие контролирующей и оценочной деятельности и системы взаимоотношений с другими людьми.
Другой ведущей идеей построения УМК «Начальная школа XXI века» является интеграция содержания обучения как условие реализации принципа природосообразности учебного процесса.
Ее реализация позволяет учесть следующие принципиальные для построения современного процесса обучения, положения:
· ориентироваться на возрастные особенности младших школьников, для которых свойственно целостное (недифференцированное) восприятие объектов окружающего мира;
· ярче представлять характеристики учебных предметов, для которых интеграция является главной сущностной особенностью;
· уменьшить количество учебных предметов, тем самым и общую нагрузку школьника, а значит, устранить перегрузки и избежать чрезмерного утомления.
Так, в УМК «Начальная школа XXI века» входит созданный авторским коллективом под руководством Л. Е. Журовой интегрированный предмет «Грамота», который изучается в первом полугодии первого года обучения. Основой интеграции в нем является формирование компонентов учебной деятельности. Анализ содержания обучения грамоте и математике, проведенный авторами, показал, что при их изучении у детей формируются одни и те же умственные операции, что может стать предпосылкой развития основных компонентов учебной деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебных задач с соответствующими учебными операциями, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Это побудило авторов курса «Грамота» проанализировать возможности данных предметов в решении поставленных задач, выделить «пересекающиеся линии» содержания грамоты и математики, отобрать средства и методы обучения, которые были бы наиболее уместны при интеграции.
С учетом этого учебник и рабочие тетради «Грамота» построены на приоритете следующих методов обучения:
· предъявление учебной задачи, рассмотрение ее полного пооперационного состава;
· обсуждение образца выполнения каждой отдельной операции и порядка их следования друг за другом;
· контроль и оценка выполнения каждой операции и учебной задачи в целом;
· моделирование детьми различных языковых и математических отношений.
Приоритетной целью предмета «Окружающий мир» стало формирование целостного взгляда на познаваемый ребенком мир. Содержание знаний отбиралось с учетом раскрытия связей в системе природа - человек - общество, взаимодействия человека с природной и социальной средой. В учебниках имеется содержательная специальная рубрика, которая выполняет функции знаний из различных областей - «Жил на свете человек». Ее содержание позволяет школьнику осознать место и роль человека в природной и социальной среде, конкретные реальные образы иллюстрируют теоретические положения курса.
Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника. Актуальный процесс обучения изменяет роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, которое не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность.
Именно это побудило авторский коллектив УМК отказаться от гиперболизации репродуктивных методов обучения в пользу исследовательских и поисковых: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, задач на моделирование и т.п., способствующих тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается руководящая роль педагога, но она скрыта для ученика. Руководство не сводится к предъявлению для копирования готового образца и инструкции, а предполагает организацию совместных размышлений, поиска, самостоятельных построений алгоритмов и т.п.
Субъектный характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, контроля и оценки. Только такая позиция учителя и ученика определяет заинтересованность обеих сторон в результатах обучения и формирует у школьников учебно-познавательную мотивацию. Например, достаточно распространенной тенденцией построения уроков родного языка считается организация их как суммы независимых частей, каждая из которых решает свою задачу: одна формирует основы лингвистических знаний, другая - навык письма, а третья - связную речь. Вместе с тем, такое построение процесса обучения не может дать эффективных результатов по двум причинам: каждая цель с точки зрения лингвистики отражает разные проявления языка, а с точки зрения психологии - разные виды деятельности. Поэтому целесообразнее представлять три разных урока, каждый из которых соответствует одной цели. Именно такой принцип приняли авторы курса «Русский язык».
Особое внимание коллектив авторов УМК «Начальная школа XXI века» уделил формированию способности детей творчески решать различные учебные задачи, используя для этого воображение.
Система творческих заданий предусмотрена в каждом учебном предмете, но особые возможности для детского творчества предоставляют «Литературное чтение» и «Окружающий мир».
Анализ практики применения творческих задач показывает, что фактически предлагаемые младшим школьникам задания не являются творческими, т.е. не могут быть реализованы творчески. Это связано с методикой обучения, которая определяет главным методом - образец. Любое задание опирается на образец (ребенку он предлагается как эталон), и перед учеником ставится задача повторить его. И чем более результат работы приближен к образцу, тем выше оценка выполнения. Такой методикой учитель не помогает творчеству, а разрушает его. Это - творчество не ребенка, а учителя, даже в том случае, когда ученик не полностью копирует образец, что-то пропуская в нем или заменяя одни несущественные позиции на другие.
Другая особенность УМК «Начальная школа XXI века» - это дифференциация обучения - ключ к сохранению индивидуальности ребенка.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о необходимости работать в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, т.е. индивидуализировать процесс обучения. Авторами УМК были изменены концептуальные основы дифференциации обучения, они отказались от такого подхода, при котором лишь увеличивается объем предлагаемого ученику материала («сильные» дети получают заданий больше, а «слабые» - меньше). Это не снимает саму проблему: способные дети задерживаются в своем развитии, а отстающие не могут преодолеть трудностей, возникающих при решении учебной задачи.
УМК «Начальная школа ХХI века» обеспечивает два типа дифференциации обучения. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны по принципу «труднее - легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребенок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.
И в учебнике, и в рабочих тетрадях выделены три уровня:
1) базовый;
2) материал, не включенный в образовательный стандарт;
3) материал повышенной трудности. Часть заданий отмечена специальными знаками: «работа в парах», «вспомни материал, изученный ранее», «подсказка», «давай подумаем». Кроме того, в учебник включены различные сведения: «из истории математики», «из истории языка», «путешествие в прошлое», «этот удивительный мир». Эти задания служат для развития интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора и арсенала новых способов рассуждений.
В УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. По русскому языку - «Учусь писать без ошибок», «Запоминаем слова», по математике - «Дружим с математикой», «Дидактические материалы по математике», по литературному чтению - «Учимся читать выразительно», в первом классе - «Учусь читать и писать», «Учусь считать». Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Такой способ дифференциации для массовой начальной школы разработан впервые.
Основой дифференциации стал учет сформированности учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее элементы у ребенка не развиты. Дифференциация как раз и заключается в том, чтобы обеспечить восполнение пробелов в формировании ведущей деятельности. Исследования коллектива авторов, выполненные под руководством Л. Е. Журовой, показали, что реализация такой идеи дифференциации обучения способствует увеличению уже в 1-ом классе количества учащихся, овладевающих умением принимать учебную задачу, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия. Положительные сдвиги наблюдаются и в умственных действиях ребенка, они становятся более свернутыми.
Естественно, такого рода дифференциация требовала технологической «прописки», разработки специальных методических приемов, учебных заданий, упражнений, которые бы разумно и целесообразно дополняли учебный процесс, не разрушая его целостности. Эта проблема решается в средствах обучения УМК двумя путями. Все задания по всем предметам представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т. е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.
Еще одна отличительная особенность УМК «Начальная школа XXI века» - это разработанная педагогическая диагностика успешности обучения учащихся. Все показатели готовности детей к школе можно условно разделить на три взаимосвязанные части: физическая, интеллектуальная и личностная готовность. Физическую готовность оценивают медики, личностную – психологи, интеллектуальную - учителя.
По итогам первой диагностики можно определить, как сформированы у детей предпосылки к овладению грамотой и математикой. Это позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход при обучении.
Педагогическую диагностику успешности обучения предлагается проводить ежегодно в начале (сентябре), середине (декабре) и конце (апреле) учебного года. Педагогическая диагностика, проводимая в начале года, должна всегда совпадать с той, которая проводилась в конце предыдущего учебного года. Это дает возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения, действительно ли произошли качественные изменения в развитии того или иного ребенка или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя - нуждается ли класс в подробном повторении прошлогоднего материала или можно быстро двигаться дальше и т. д.
В середине года педагогическая диагностика позволит увидеть, каково продвижение воспитанников и что нужно изменить в обучении каждого ребенка в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов.
И наконец, педагогическая диагностика, проводимая в конце года, даст возможность подвести итог работы, увидеть каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся.
Например: диагностическое обследование в начале обучения в 1 классе.
Задание 1. Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры).
Задание 2. Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз).
Задание З. Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию + или - ; при правильном понимании текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (круг, квадрат).
Задание 4. Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Задание 5. Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.
Задание 6. Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в названиях. Задание 7. Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения кол-ва звуков в слове.
Вся диагностика оценивается по 4 бальной системе 0, 1, 2, 3. Педагогическая диагностика проводится в 2 этапа - групповая и индивидуальная. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных или диагностических бланках.
Второй этап - индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его устные ответы. Педагогическая диагностика дает возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но и, это главное, «зону его ближайшего развития», т.е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого.
Результаты педагогической диагностики заносятся в специальную таблицу, хранятся на протяжении четырех лет обучения, позволяют отчетливо видеть динамику продвижения учеников и вовремя приходить им на помощь.
Данная педагогическая диагностика может быть применена к любой традиционной программе.
Еще одна особенность УМК «Начальная школа XXI века» - новый подход к обучению письму.
Каковы особенности обучения письму?
1. Длительный подготовительный этап, необходимый для отработки тех процессов, которые лежат в основе письма. (Работа на нелинованном листе бумаги, формирование пространственной ориентации, умение точно следовать инструкции, отработка понятия «параллельные линии»)
2. Изменение высоты строки в прописях. (Рука ребенка этого возраста еще не готова к мелким, точным движениям, так как слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев)
3. Увеличение количества времени на написание печатных букв. (Рука детей недостаточно готова к письму письменных букв, которые по своему начертанию намного сложнее печатных)
4. Упрощение написания некоторых курсивных букв. (Задача - научить писать с наименьшими трудностями)
5. Отказ от безотрывного письма и от введения различного типа соединений букв.(Принцип поэлементного написания букв, соединительный штрих)
Методика обусловлена психофизиологическими основами процесса письма, а также возрастными и индивидуальными особенностями 6-летних первоклассников.
Заключение.
Итак, реализация концептуальных подходов совершенствования начальной школы в программах и средствах обучения УМК «Начальная школа XXI века» позволила выйти на новый качественный уровень образования младшего школьника.
За время обучения в начальной школе по данному УМК ребенок не только прибавит в весе, вырастет, повзрослеет, больше будет знать и уметь, но и изменится его отношение к деятельности, разовьются познавательные интересы, появится готовность к самообучению и самовоспитанию.
Освоив учебную деятельность, он будет способен к изменению самого себя. Каждый школьник, заканчивающий обучение в начальной школе, будет отличаться от своих сверстников индивидуальными способностями и интересами. Возможно, произойдет преодоление противоречия между декларацией принципа индивидуализации обучения и реальной ориентировкой его на «среднего» ученика.
Подытожим наш разговор о концептуальных основах построения УМК «Начальная школаXXI века» словами французского философа М. Монтеня: «Кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра».