Официальный сайт МОУСОШ №7 - Страничка психолога
Как помочь ребенку в овладении чтением, счетом, письмом.
Обучение письму в современной школе проводится по специальной методике, с которой большинство родителей не знакомы. Поэтому могут научить ребенка писать совершенно неправильно, а переучивать значительно труднее. Надо ориентироваться на письмо печатными буквами, как этому учат в д/с. Будет полезно, если заняться не только письмом печатными буквами, но и позаботиться подготовить руку ребенка к графической деятельности. Сюда входит рисование, копирование, штриховка, раскрашивание, вырезание, выкладывание мозаики. Все это развивает мелкие мышцы руки, моторику рук, пространственную ориентировку, что является важным компонентом навыка письма. Можно включить в занятия и рисование по клеточкам на клетчатой и линованной бумаге, это поможет в будущем ориентироваться в тетради.
Проверено, что дети, пришедшие в школу с такой подготовкой, легко овладевают безотрывочным письмом. Родители, у которых дети предпочитают использовать левую руку в обычных практических ситуациях (еда, рисование, бросание мяча), лучше до начала обучения проконсультироваться у психолога и психоневролога с целью определения истинной леворукости. Современная методика обучению чтению начинается со звуко- буквенного анализа слов с использованием графической схемы и выделения ударного гласного звука. Родители редко занимаются этим видом работы самостоятельно. И это вполне объяснимо, многим пришлось бы сначала учиться самим. Но все же пытаются научить читать детей на материале разрезной азбуки или букваря.
Самое главное – не допускать грубых ошибок, которые потребовали бы переучивания. Самая частая ошибка – с ребенком учат названия букв, а не звуки («ша», а не «Ш», «бе», а не «б»), все это затрудняет слияние звуков при чтении и формирует побуквенное чтение. В целом это удлиняет путь от посложного чтения к чтению целыми словами. На первом этапе обучения чтению можно выучить группу звуков (их последовательность можно взять из букваря или азбуки), объяснить разницу между гласными и согласными – тянутся или произносятся отрывисто. Из выученных букв – звуков можно составлять слоги. Требуйте, чтобы ребенок произносил первый звук до тех пор, пока не прочтет второй (ммма), так формируется слияние звуков в слоги. На первых порах дети будут читать нараспев.
Ребенок должен самостоятельно найти определенные слоги среди других и прочитать их. Потом из знакомых слогов составляют несколько слов (рама, мама, наша) и читают их несколько раз по слогам. Затем добавляют несколько новых букв – звуков и составляют из них новые слоги и слова. Потом можно перейти к чтению закрытого слога (уж, он) и сравнивать закрытый слог с открытым. Не уяснив этой разницы, ребенок будет допускать ошибки – перестановки, читать слоги то справа налево, то слева направо.
Если первый этап прошел успешно, то можно перейти к чтению многосложных слов и предложений. Прочитав новое слово, ребенок должен глядя в текст повторить его и осмыслить, что оно значит. Иногда даже простые слова, прочитанные с неправильным ударением, остаются непонятными для детей.При чтении могут встретиться слова еще незнакомые или значение которых позабыто. Родители должны следить за тем, чтобы дети могли повторить и объяснить значение некоторых слов. У них должна выработаться привычка спрашивать у взрослых о значении новых непонятных слов и понятий. Потом из этого вырастает потребность обсудить с родителями прочитанную книгу, обратиться к словарям, справочникам.Многие родители, едва научив ребенка читать, перестают читать ему сами, считая, что так он скорее приучиться к самостоятельному чтению. Здесь надо помнить, что интеллектуальное развитие детей к 6 – 7 годам, их интересы уже требуют чтения довольно сложных книг, а техника чтения значительно отстает от этого уровня. Ребенок, стремясь удовлетворить свою любознательность, затрачивает большое количество усилий на преодоление технических трудностей. При этом содержание книги ускользает от него, он быстро устает и теряет интерес. Чтение же книг родителями развивает мышление, дает новые образцы речи, расширяет словарный запас. Он учиться эмоциональному выразительному чтению. Поэтому в семье должны быть как книги с короткими рассказами и сказками, понятными ребенку, пригодные для самостоятельного чтения (лучше вслух) и более сложная литература, необходимая ребенку по возрасту.

Теперь об обучении счету. К 7 годам ребенок обычно уже овладевает некоторыми представлениями о числе, количестве, мере. Усваивается прямой числовой счет, у некоторых только до 10. Некоторые родители учат детей прямому и обратному счету. Часто он формируется спонтанно, в процессе игры. Для правильного формирования числового ряда надо объяснять, что каждое число в числовом ряду больше предыдущего на 1. Важно, чтобы ребенок умел считать от заданного числа до заданного в прямом или обратном порядке (от3 до 9 и от 9 до 3).
Желательно обратить внимание на соседние числа, т.к., отнимая от одного большого числа другое, дошкольники часто ожидают получить также большое число. При работе с числовым рядом подробно остановитесь на втором 10, объясните принципы образования двухзначных чисел. Если возникают затруднения в овладении числовым рядом до 100, ограничьтесь ориентировкой в двух 10. Простые вычислительные операции в пределах первого 10 складываются у детей в процессе игровой и практической деятельности или на занятиях в д/с.Их основной прием состоит в присчитывании или отсчитывании по 1, реже по 2. Но устный счет, которому в школе придается большое значение основан на групповом счете (на знании состава числа). Ознакомить ребенка с понятием «состав числа» можно на наглядном примере. Для начала лучше остановиться на небольшом числе -3 или 4. Ребенку предлагается разложить 3 палочки, кубика, мячика на 2 группы.
Очень скоро ребенок убеждается, что возможны только 2 варианта:
1 и 2 или 2 и 1. Это и есть модель понятия «состав числа». Чтобы получить число 3, надо к 1 прибавить 2 или к 2 + 1, вариант 1+1+1 дети уже знают, т.к. решают его присчетом по 1. То же упражнение можно проделать с другими числами.
Дети воспринимают эти занятия как игру и подготавливаются к освоению состава числа.Несмотря на подготовку родителей в д/с и работу с детьми самих родителей уровень готовности первоклассников не может быть одинаковым. Кроме различий в интеллектуальной подготовке сказываются и индивидуально- типологические особенности детей. Одни чрезмерно ответственны, любое замечание педагога принимают на свой счет; малейшее несоответствие своей работы с требованиями учителя воспринимают как трагедию.
Другие не понимают серьезности школьного обучения, беспечны, забывчивы. Некоторые очень напряжены на уроках и устают от этого. Другие устают от постоянного переключения внимания на все то, что происходит в классе – как важное, так и несущественное. Но все дети (медлительные и беспокойные, неуверенные и самоуверенные, возбудимые и заторможенные) должны научиться подчиняться одинаковым школьным требованиям и требованиям школьной программы. Как бы ни был внимателен педагог, он обучает детей в массовой школе по общеобразовательной программе, рассчитанной на среднего ученика. Поэтому поначалу очень важна роль родителей, которые должны помочь ребенку плавно и безболезненно адаптироваться к выполнению новой социальной роли ученика.
Ни в коем случае не торопитесь с категорическими выводами, порицанием с первых дней учебы. Расспрашивайте ребенка о прошедших занятиях, школьных событиях, о его мыслях, настроении. Из бесед вы узнаете, что ребенок понял, а что нет, что его огорчило, а что заинтересовало. В начале учебного года дети не записывают домашнего задания и могут его забыть. Если ребенок начнет рассказывать о прошедших уроках, он непременно вспомнит, что ему надо принести завтра в школу - осенние листочки или зеленый карандаш. Введя за правило ежедневный подробный рассказ о школе, родители будут получать всю интересующую их информацию, а сам ребенок привыкнет к целенаправленному запоминанию того, что говорит учитель.


Скачать полностью

(Рекомендации родителям первоклассников, работа с гиперактивными детьми, рекомендации учителям, работающим в 5 классах, формирование сознательной дисциплины на уроках, рекомендации учащимся при подготовке к ЕГЭ)